Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Золотая серьга. V в. до н. э

Учитель изобразительного искусства

и МХК

МОУ «Вейделевская СОШ»


В IV – I тыс. до н.э. в низовьях двух рек Тигра и Евфрата, а так же на территории всей Передней Азии жили народы высокой культуры.


  • Основы математических знаний
  • Деление циферблата на 12 частей
  • Научились вычислять движение планет
  • Время вращения Луны вокруг Земли
  • Высочайшие башни из кирпича
  • Осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые деревья
  • Декоративная ковка из меди и бронзы
  • Изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли.
  • Успехи в теории и практике политики, военного дела, государственного права

  • Шумер
  • Аккад
  • Вавилон
  • Ассирийская держава
  • Персидское государство

В Междуречье сформировались


Возникновение письменности

В III тыс. до н.э. одним из крупнейших городов-государств в южных долинах Двуречья был Шумер.

В историю мировой культуры шумеры вошли благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно замененное геометрическими знаками.

Писали на «дощечках» по мягкой глине.


Для написания по «дощечкам» использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали.

Пиктография, постепенно превратилась в клинопись.

Писали вначале справа налево, но это было неудобно, т.к. правая рука закрывала написание. Постепенно перешли у написанию слева направо.


III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров

Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек


  • По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма.
  • Из сохранившихся памятников письменности можно узнать о том, как строился учебный процесс в школах.
  • В табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

Перевод текста одной из шумерских табличек (школа)

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?». Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли.

Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, много не понимал, не мог прочесть…

Судьба писца мне опостылела,

Судьбу писца я возненавидел…


Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н.э),

где найдено более 30 тыс. табличек


  • книги по математике
  • грамматике и языку
  • астрономии
  • медицине
  • минерологиии
  • с гимнами и молитвами
  • сказаниями и легендами


До нашего времени сохранилось немного архитектурных сооружений, чаще всего это лишь фундаменты зданий.

Строились они из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны.


Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов

2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества

1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю

3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение ЗИККУРАТОВ.




Путь к городу вел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар

Примечательные архитектурные сооружения Вавилона


Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция.

Музей Пергамон, Берлин

Синий цвет фона имел значение магического средства от дурного глаза


Висячие сады Семирамиды, г.Вавилон ( IV в до н.э)

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции


Конструкция Висячих садов Семирамиды

является одной из созданий семи чудес света.

Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступеньках

Для орошения растений здесь впервые была использована конструктивная идея водоснабжения.



Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено в основном рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя.

Рельефы во славу царей



Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.


Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э.


Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту – Штандарт из Ура. (сюжет посвящен теме военного сражения и одержанной победе.

Штандарт из Ура




Скульптура

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму.

Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки людей. Их ставили в храмах, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны.


Скульптура

Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н.э.

Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения.

Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.


Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению.

Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи.

Музыка доставляла наслаждение богам и царям.


Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка.



Глиняная табличка со списком

23 музыкальных инструментов


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В lV-l тыс. до н.э. в низовьях двух больших рек Тигра и Ефрата, (Месопотамия, или Двуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязана основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать часов. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время вращения Луны вокруг земли. В Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, прокладывали каналы, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в военном деле. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени. Здесь сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккада, Вавилон.

3 слайд

Описание слайда:

К lll тыс. до н.э. в долинах Двуречья образовался город Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности. Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо Треугольники, ромбики, полоски наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

4 слайд

Описание слайда:

Писали на « дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки. Затем таблички обжигали, в таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, т.к. правая рука закрывала написанное, поэтому перешли к более рациональному письму – слева направо.

5 слайд

Описание слайда:

Так, пиктография превратилась в клинопись, которая позднее была преобразована многими народами. О жизни шумеров много интересного нам поведали глиняные таблички – по ним ученики постигали азы чтения и письма. В городе Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ашшурбанипала, насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Это первое в мире собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавие, порядковый номер. Царь очень дорожил своим сокровищем, и поэтому хранил « книги» в ящиках в сухом помещении. В 612 г. до н.э. под натиском врагов библиотека царя чуть не погибла. Её спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче. Конечно многие из книг-табличек разбились, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало ученым удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений, чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. В странах бурных рек храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, тем самым предохраняя их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были пандусы (наклонные плоскости, заменявшие лестницу). По ним жители города поднимались к святилищу. Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов, ставшими символическим воплощением устройства мира в виде лестницы, которая связывала небо и землю. Ступенчатые башнеобразные храмы использовались для совершения культовых обрядов, а позднее для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивными и прочно стояли на земле. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, т.е. « жилище бога», где находилась статуя божества. Простые люди никогда туда не допускались, там могли находиться только цари и жрецы.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в городе Уре, который частично удалось раскопать из-под слоёв песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усеченных пирамид. Высота этого сооружения достигала 60 м. План здания позволял сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами.

11 слайд

Описание слайда:

Трёхцветная мозаика свидетельствует о его изысканном декоративном убранстве. Общую картину архитектурного здания дополняли сады, разбитые на террасах.

12 слайд

Описание слайда:

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Подобная конструкция была применена при создании одного из семи чудес света – Висячих садов Семирамиды. Пирамидная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступенях. Для орошения экзотических растений здесь впервые была использована идея водоснабжения, сделано это было так, что вода маленькими ручейками стекала вниз, орошая при этом парадный сад.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу вёл через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар. Ворота были облицованы тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков и желтых драконов. Эти символические защитники города придавали воротам декоративность и зрелищность. Краски на воротах не потускневшие до сих пор производят сильное впечатление на зрителей.

15 слайд

Описание слайда:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных. Главное место занимают торжественные процессии. Царь восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Среди подобных предметов искусства следует особо отметить штандарт из Ура – трёхярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного сражения и одержанной победе. Боевые колесницы, за колесницами следует многочисленная пехота в кожаных шлемах, воины несут трофеии ведут обезоруженных пленников, в центре – крупная фигура царя.

16 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. До нашего времени сохранились прекрасные образцы, созданные в начале lll тыс. до н.э. Одни из самых ранних произведений – небольшие статуэтки с изображением людей, которые совершают обряд почитание божества, так называемые адоранты. У них благоговейно сложены руки, пышные завитые бороды, огромные, обращенные вверх глаза.

17 слайд

Слайд 2

Междуре́чье(Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) - область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака. Там возникает несколько государств с рабовладельческим строем в одно время с Египтом.

Слайд 3

Периодизация.

Шумер (кон. 5 – нач. 3-го тыс. до н. э.); Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.); Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.); Ассирия (14-7 вв. до н. э), Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

Слайд 4

Шумерская цивилизация – одна из самых древних в мире. Шумер – родина городской цивилизации. Первые города появляются в конце 5 тыс. до н.э. Главные города Шумера: Ур, Урук, Лагаш, Эриду. Шумерцы умели осушать болотистую почву, строить дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили много сведений в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь.

Слайд 5

Города благоустроенные, окруженные высокой стеной. Прямоугольная планировка с храмом в центре, т.к. правитель - жрец. Дома одно и двухэтажные с плоской кровлей. Каналы. В храме: документы, казна, запас продуктов, библиотека, школа писцов. Кирпич-сырец укреплен природным асфальтом. Белый храм в Уруке. Конец 4-го тыс. до н.э. Реконструкция. Платформа 32х25м Посвящен богине плодородия.

Слайд 6

Храмы прямоугольные, стоят на платформах с большими лестницами. Фасады разделены выступами, обогащающими пластику стены. Окрашены в белый или красный цвет. Фасад украшен монументальной живописью и скульптурой. Выступы Красного храма в Уруке украшены мозаикой из глиняных клиньев.

Слайд 7

Слайд 8

Главное в храме – святилище, в котором хранилась священная статуя божества.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли медные фигурки быков

Слайд 9

Поверхность стены украшали три фриза На одном - сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные

Слайд 10

Над входом в святилище храма в Убайде медный горельеф, переходящий в круглую скульптуру. Львиноголовый орел Имдугуд, когтящийоленей. Середина 3 тыс. до н.э. (Четкая, симметрическая геральдическая композиция - один из характерных признаков переднеазиатского рельефа).

Слайд 11

В 22 в. до н.э.шумеры создают новый тип храма – зиккурат – квадратный в плане, башнеобразный, состоящий из нескольких уменьшающихся ярусов.Зиккурат бога луны Нанны в Уре. Конец 3 тыс. до н.э.

Слайд 12

Сооружение символизировало Вселенную, террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный мир (черный), видимый мир живых существ (красный) и мир небесный (белый). Храм на вершине лунный (голубой).

Слайд 13

Слайд 14

Единственным украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши.

Слайд 15

Скульптура.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения. Ваяние более примитивно. У божеств большие глаза и уши (все видят и слышат). Лицо схематично. Статичность и фронтальность. Знатные шумеры помещали в храмах статуи-двойники, изображающие молящихся. Существовали определенные, каноничные позы и жесты и в рельефах, и в круглой скульптуре. Имя человека и текст молитвы писали на пьедестале.

Слайд 16

Голова богини из белого храма в Уруке. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г. до н. э. Багдад. Иракский музей.

Слайд 17

Цилиндрическая печать и оттиски. (Глиптика) Около 3000 г. до н. э. Ваза с изображением культовых сцен из Урука. Алебастр. Около 3000 г. до н.

Слайд 18

Расцвет при возвышении Ура (26-21 вв до н.э.) Сокровища царских гробниц.

Двустороннее мозаичное панно – штандарт из Ура. Сцены войны и триумфального пира. Перламутр, лазурит, красный камень орнамента.

Слайд 19

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре. 3олото и лазурит. 26 в. до н. э. Статуэтка из Ура. Около 2500 г. до н. э. (Молящийся).

Слайд 20

Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы

Слайд 21

Совершенствование каменной скульптуры. Статуи правителя ЛагашаГудеа (22 век до н.э.) Портретность, мышцы рук.

Слайд 22

Слайд 23

Шумерская письменность (клинопись)

  • Слайд 24

    Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.)Развитие реалистических тенденций.

    Стела Нарамсина высотой 2 м из красного песчаника повествует о победе над горными племенами. Новым являются единство и ясность композиции, которая развивается по диагонали. Нет больше «поясов», разделявших изображение. Появляется пейзаж. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела. Каноничными остаются, разворот плеч при профильном изображении головы и ног и условная разномасштабность фигур царя и воинов.

    Слайд 25

    Так называемая голова Саргона Древнего из Ниневии. Медь. 23 в. до н. э.

    Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, с живыми, выразительными чертами, тщательно выполненный богатый шлем.

    Слайд 26

    Искусство Ассирии (9-7 вв до н.э.)

    Верховья Тигра. Гористая местность, более суровый климат. Города-крепости: Ашшур, Ниневия, Дур-Шаррукин. Власть светская. Строительный материал – камень. Дур-Шаррукин. Возведен царем СаргономII.712-707 гг. до н.э. Строгая планировка, главная постройка – дворец-крепость на высокой платформе. Лестница ведет к арочным воротам. Зиккурат – часть дворцового комплекса.

    Слайд 27

    Цвета дворцового зиккурата Статуя шеду в входа во дворец. (5 ног. Высота более 3 м.)

    Слайд 28

    Главное украшение интерьеров ассирийских дворцов – барельефы. Их отличают натурализм и повествовательность, носящая исторический характер, отсутствие регистров.Раненая львица. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. 669-635 гг.до н.э.

    «Искусство эгейского мира» - Северные пропилеи. Эгейское искусство. Синквейн. Практическая работа. Гомер. Оборудование. Название. Образ Тесея и Минотавра. Троянский конь. Античная ваза. Вазы. Троя и Микены. Триада вопросов. Лабиринт на монетах. Море. Анализ Крито-Микенского искусства. Основополагающий вопрос. Применяемые технологии.

    «Культура Вавилона» - Вавилонская башня. Белый храм. Лестница. Уходящие тени. Восстановленные ворота Иштар. Междуречье. Сирруш. Дворец Навуходоносора. Искусство Нововавилонского царства. Старовавилонский период. Шедевр архитектуры. Жизнь Вавилонского общества. Бог Солнца и правосудия Шамаш. Вавилон. Украшения дворцов. Башня здания Еропейского парламента.

    «Культура древних цивилизаций» - Каждый город чтил своих богов. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. Медная скульптурная голова царя Саргона Древнего. Настенные рельефы. Глиняные таблички Урук. Древнейшие цивилизации. Реконструкция. Руины Белого храма. Улицы древнего Ура. Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света. Крылатый бык.

    «Львиные ворота» - На строго симметричном рисунке барельефа львы приподнимаются на фасад некоего здания, окружая колонну. Ворота построены из четырёх монолитных глыб известняка, вес притолоки составляет около 20 тонн. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. Фронтон, венчающий ворота, выполнен из твёрдого известняка и украшен рельефным изображением двух львов.

    «Художественная культура Древнего мира» - Женская фигурка из терракоты, найденная в Чернаводы. Сосуд колоколообразной формы. Что же мы понимаем под словом «культура». Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины. Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре. Истоки архитектуры. Менгир в Карнаке. Чем же рисовали первобытные художники.

    «Культура Древней Азии» - Внешняя часть. Вода. Царство Шумера. Рельеф дворца. Крылатый бык. Шумерийская клинопись. Стела с богиней Иштар. Золотой шлем. Стела царя Хаммурапи. Искусство. Пышная растительность. Герой, укрощающий льва. Висячие сады Семирамиды. Зубчатые башни. Вавилонская башня. Ворота. Особенности шумерской скульптуры.

    Всего в теме 11 презентаций

    Ахеменидское искусство в значительной степени
    эклектично, оно использовало мотивы и формы, созданные
    ранее народами Передней Азии. Но оно внесло и новое в
    композицию сооружений и декоративные детали.
    Ахеменидская империя, последнее государство
    древневосточного типа, пала под натиском более передового в
    экономическом отношении эллинского мира.

    Искусство Древнего Востока сыграло важную роль в
    развитии художественной культуры человечества. Оно создало
    ценности общемирового значения.
    В условиях рабовладельческих деспотий, появлялись и
    крепли реалистические начала, которые давали возможность
    мастерам Египта, Ассирии, Вавилона, Урарту, Ирана выражать
    большие идеалы своего времени, прославлять человека, его
    физическое совершенство и разум. Из искусства Древнего
    Востока многое почерпнули художники Древней Греции. Это
    касается и архитектуры, и ваяния, и живописи. Творчество
    мастеров Древнего Востока продолжает волновать и
    современного зрителя, который видит в нем неисчерпаемый
    источник самых различных художественных идей.

    ГЛОССАРИЙ

    ПРОТО́МА (греч. protome - "передняя часть") -скульптурное изображение передней
    части тела зверя - полуфигура быка, коня, оленя или сфинкса, грифона, входящая в
    композицию более крупного произведения искусства. В архитектуре Персии VI-
    IV вв. до н. э. встречаются колонны, завершенные капителями в виде сдвоенных
    протом, между головами которых укладываются балки перекрытия. Такие протомы
    высекали из камня, ярко расписывали и золотили.

    Ключевые понятия лекции:

    Арка
    Свод
    Кирпич сырец
    Зиккурат
    Адоранты
    Шеду
    Зал-ападана.