Кто такая баба-яга в славянской мифологии. Баба-яга - сказочный персонаж Баба яга в наше время

Б аба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику. Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье. Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Так М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги»1. Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки кумира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже. Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев. Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде "уров" - маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах. Вовнутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды. Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: "живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу"2, но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница кХай - Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

"Наниче ся годины обратиша". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу: "Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена, как только "жирни времена" оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями"3. Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции и "вержеся Дивъ на землю". Див или Дый, как известно, был у Славян олицетворением Неба, таким образом, сия фраза означает, что Небо упало на землю, а значит, происходит нечто, что расценивается автором "Слова" как глобальная катастрофа, подобная гибели Атлантиды. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: "Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире". Воспользуемся и мы сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум". Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой"4. Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается "напрямую связанной с магией руны Перт (P) - руны посвящений"5. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд. Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская "Веда Славян", согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила - Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда - означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру. Там Орий "сега малу три години; Бога си служба служи", обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога)6. А поскольку в русских сказках, как и в "Веде Славян" сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению). Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги. Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще. Триглав посвящения. Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги. В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери. В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы. Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения. Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини:

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце. Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик. Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям. И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.

Дурга - хранительница явного мира. Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей. Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная. Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода. Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).

Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции. Костяная нога и змеиная натура. Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге. В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка" Баба Яга вообще предстает одноногой: "Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога". Как показали исследователи, все одноногие Боги "так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то "ищите змею"7. Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини. Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов. Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору - деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу. В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы - сыны Даждьбога!). А Ора - и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге. Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна. Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби - т.е. сокрытого, сокровенного. Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной - рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием - райской рекой, соединяющей землю и Небеса. Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор - "сила, мощь" и, следовательно, родственно имени Яга.

В пантеоне Расенов непосредственно связана со змеями Верховная Богиня Уни. С ее культом "связывались инициации молодежи"8. Во время одного из таких посвящений девушек вводили в культовую пещеру, посвященную Уни, где они должны были накормить змею.

На Руси символы змеевидной Богини или Бабы Яги в виде оберегов-змеевиков находятся в огромном количестве вплоть до XIX века, что подтверждает значимость ее культа у наших Предков. Пути обретения кХай. В приведенном в начале статьи свидетельстве М.И. Без-Корниловича говорилось, что капище Бабы Яги стояло рядом с капищем Перуна. Сие сведение очень важно, так как обычно Перуну всегда сопутствовал Велес. Эти Боги в паре на Руси являлись хранителями Роты - единого Вселенского Закона, подобно тому, как в Индии пара Митра - Варуна были хранителями Риты9. Причем Велес, как и Варуна, считались покровителями и хранителями тайных знаний и путей посвящения. Замещение Велеса Бабой Ягой прямо указывает на ее связь с обрядами посвящения и обретением тайного знания. Дополнительным указанием на сию связь можно считать и приведенную мной выше аналогию между образом славянской Богини и индуистской Шакти, поскольку Велес по ряду функций сопоставляется также с Шивой.

Итак, первый лик Великой Богини и первая ступень восхождения по Златому Пути - Баба Яга, охранительница знаний двух Миров, дарующая смерть и возрождение через трансмутацию Духа посредством очищающего Огня. Второй лик - Злата Баба, охранительница Явного мира, скорее даже определенного порядка, установленного в нем согласно Роте. В "Веде Славян" она же - Злата Майя, мать Коляды. Она символизирует следующую ступень на Златом Пути - Тропу волхва, служителя и хранителя Яр и Ярг мира. Ведь именно волхвы определяли основы жизни в общине, являясь хранителями Родовых Устоев и Обычая Предков. Известна Злата Баба и под другими именами - Злата Пани и Злата Лада.

В сказке "Гуси-Лебеди" Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь - священная птица и одно из воплощений Лады. В ведовстве Лада - старшая Роженица, олицетворяющая кХай - Животворную Силу Бога Рода. Она и вторая Роженица - Леля, олицетворяющая материю, в космическом вихре-свиле порождают Вселенную, являясь эманациями Всебога-Рода. Лада также супруга Дыя - верховного Небесного Бога Славян, его Сила в женском ее аспекте. Присущее Славянскому ведовству понимание Лады как Жизненной Силы, пробуждающей мертвую материю, а также ее генетическое родство с описанным выше образом Уни - супруги Небесного Бога Расенов Тина указывает на то, что Лада и есть третий лик Великой Богини и одновременно сама Великая Богиня. Это третья ступень восхождения по Златому Пути, перерождения человека в Аза - Авегу, являющегося, по сути, Богом на Земле. Вот он Славянский Триглав посвящения: Баба Яга, Злата Майя и Лада. А Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.

Список использованной литературы:

1. Без-Корнилович М. И. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. СПб., 1855.

2. Захаров А. На неведомых дорожках//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970.

3. Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга//Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996.

4. Владимиръ, Дiй. Инглiизмъ - Древняя Вера Славянскихъ и Арiйскихъ Народовъ. Омскъ: Изд-е ДИЦПСИ для внутриобщинного пользования, 1949.

5. Платов А. Баба Яга и руна посвящения.// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. Под редакцией А.Платова. М.: "София", ИД "Гелиос", 2002.

6. Веда славянъ. Обрядныя пъсни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданiемъ у македонскихъ и фракiйскихъ Болгаръ-Помаков. Собралъ и издалъ Стефанъ Ил. Верковичъ. СПб., 1881.

7. Лаушнин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970.

8. Наговицин А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: "Релф-бук", 2000.

9. Серяков М.Л. "Голубиная книга" - священное сказание русского народа. М.: "Алетейа", 2001.

Богиня Яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем у сущности этого легендарного персонажа - более любопытный клубок разноплановой и противоречивой информации.

Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване , во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави.

Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов.

В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона). Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и бесцельно скитаясь по миру забрел в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил.

Отец Яги Вий долго не мог выдать дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет лишь за того, кто сумеет одолеть ее в честном бою. Строго говоря, бой с Ягой априори не мог быть честным, так как подземная воительница гораздо лучше владела магией , чем мечом, а потому не стеснялась обрушивать всю мощь своих знаний на самоуверенных оппонентов. И только великий Велес сумел одолеть Ягу.

Слишком велики были ее знания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за помощью.

Яга также знает языки животных и растений, повелевает стихиями (как минимум, воздушной стихией, ведь во многих легендах подчеркивается ее способность к левитации, то есть свободному парению в воздухе). Нередко Яга помогает главному герою легенды (сказки), а также снабжает его магическими предметами – артефактами (быстроногий конь, меч-самосек, сапоги-скороходы, клубок, указывающий дорогу к цели).

Со временем образ богини , которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая темная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас на любого. Вечно молодая Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.

Таким образом, образ Бабы-Яги слишком является слишком неоднозначным и разноплановым, чтобы его можно было трактовать однозначно. Хотя очевидно, что изначальный образ этого мифологического персонажа представлял собой подобный Велесу апофеоз божественной мудрости, способный осознать фундаментальные законы этого мира.

  • < Богиня Тара
  • Великие солнечные праздники наших древних славянских предков (часть 1) >

 29.09.2011 18:01

Кто из нас не читал в детстве русские сказки – этот кладезь многовековой народной мудрости? И, конечно не раз встречалась нам в этих сказках Баба-Яга, грозная и неприступная старуха, живущая вдалеке от людей в колдовской избушке на курьих ножках. Однако немногие из нас знают, что под маской этого сказочного персонажа скрывается древнейшее славянское божество Буря-Яга (Ягибиха, Ягишна), олицетворяющее стихийные, неуправляемые силы природы.

Согласно русским Ведам, Буря-Яга была женой бога Велеса, который приводил в движение, созданный великим богом-творцом Родом и его сыном Сварогом, мир. Велес следил за правильностью эволюции Вселенной, не допуская поворота от Прави – созидательного пути развития, к Нави – то есть распаду и хаосу. Велес почитался у славян, как бог мудрости и учитель праведной жизни.

Выбрал бог Велес и жену себе под стать. Буря-яга или Баба-Яга охраняла границу между царством живых и царством мертвых, не позволяя непосвященным проникнуть в тайны жизни и смерти. Обладала она безграничной мудростью, поскольку одновременно могла видеть обе стороны бытия. К Бабе-Яге, как к последней надежде, часто обращались попавшие в безвыходное положение русские богатыри, моля ее указать им верный путь. Таких богатырей Баба-Яга испытывала на прочность, предлагая помериться с ней силой или хитростью. Если побеждал соперник – Ягибиха без лишних пререканий указывала ему дорогу и помогала советом, если же проигрывал, то мог поплатиться за это жизнью.

Однажды сам могучий Велес проезжал со своими побратимами мимо пограничных земель, где правила Баба-Яга. Темным лесом заросли те земли, а среди леса стояла избушка на курьих ножках, окруженная частоколом, увешанным человеческими черепами со светящимися глазницами. Не испугался Велес столь мрачного жилища, спокойно зашел с товарищами и расположился на ночлег. А рано утром ушел Велес в лес с одним из побратимов, а другого в избушке оставил. Тут и вернулась в дом, окруженная огненным вихрем, Буря-Яга, вызывая незваного гостя на бой богатырский.

Кто может устоять перед силой грозной богини? Не устоял один побратим, не устоял и другой. Однако тут вышел против Бури-Яги сам бог Велес, схватил ее за волосы и ну потчевать пудовой булавой. Еле вырвалась от него Яга и ускользнула в подземное царство. Бросился за ней буйный Велес, и уже под землей стали они бороться, пытаясь уничтожить друг друга. Оказалось, что силы-то у обоих равны – не одолеть Буре-Яге Велеса, да и Велесу ее не сломить. Поняла тогда Буря-Яга, что нашла себе не врага лютого, а мужа любезного, того, кто силу ее первозданную сможет обуздать и направить.

В славянской мифологии, брак между Велесом и Бурей-Ягой символизирует взаимодействие создающего порядок мужского начала и стихийного женского, как обладающих своей особой мудростью и взаимно дополняющих друг друга.

Русские Веды открывают нам лишь одну из трех ипостасей Бабы-Яги – это богатырь-девица, которая прекрасно владеет мечом и мерится силами с воинами, чтобы выяснить, насколько они достойны обладать истинными знаниями. Вторая ипостась этой неоднозначной богини – ужасная ведьма, наводящая страх на все живое, от которой можно спастись при помощи ума и хитрости. И, наконец, третья ипостась – дарительница, приветливо встречающая тех, кто пришелся ей по нраву. Здесь Баба-Яга предстает перед нами, как заботливая и гостеприимная хозяйка, способная дать полезный совет и одарить ценными предметами-помощниками (волшебным клубком, крылатым конем, шапкой-невидимкой).

Вот такая она Баба-Яга – то ли прекрасная девушка, то ли древняя старуха… впрочем, когда речь заходит о богине, внешность вряд ли имеет значение.

Мария Шеваленко

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
«Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, нос в потолок врос», страшная и огромная.

Прочитаем сказку заново, вспоминая мудрость наших предков.
Начнем с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» - слова одинаковые по семантическому значению. Йога - это путь к самосовершенствованию, а «Яга» - дословно
«Я иду», то есть, то же самое. «Га» - означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»).
Есть и другая трактовка: Яга - огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.
Именно жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов.

Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и охотники.
«Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.


Kinuko Y. CRAFT.

Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её функцией привратницы между миром живых и миром мёртвых.
Череп - субстанция нетленная - говорит о бессмертной памяти предков.
Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори.
Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке.


Kinuko Y. CRAFT

Родился хворой ребёночек - его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» - забота).
Тесто - это хлеб, «Государь Батюшка», а печка - «Государыня Матушка».
Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы, летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю.
Она энергична, красива и полна жизни!

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.
Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».


Иван Билибин

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.


Kinuko Y. CRAFT.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом.
А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.


Виктор Васнецов, «Баба-Яга», 1917 г.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.


Kinuko Y. CRAFT.

СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕРЕПА

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.

Когда же идти? - спросила девушка.

Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет.

Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.

О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.


Иван Билибин

Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!

Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

А. РЕМИЗОВ. ПРОЛИВНОЙ ДОЖДЬ

БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться - взять в мужья рогатого черта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.

Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить.

А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!

Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.

Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи.

Бабушка, чего же ты плачешь?

А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой.

Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает.


М.Федотова

Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождь перестанет.

***

Славянская мифология

Боги