Дмитрий мамин сибиряк презентация для начальной школы. Мамин - Сибиряк – детям. Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 - 1912) - известный русский писатель, беллетрист-этнограф, прозаик, драматург и сказочник. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 6 ноября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. «Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом», - вспоминал Дмитрий Наркисович. С 1860 по 1864 год Мамин-Сибиряк учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Мамин-Сибиряк домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года.

4 слайд

Описание слайда:

У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (1868-1872). К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки. Весной 1871 г. Мамин перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете. Начал печататься в 1875. Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и жизнью края замечаются и в этом произведении. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг. С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой - людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование. В 1876 г. Мамин-Сибиряк перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм.

5 слайд

Описание слайда:

У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин-Сибиряк не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов. Большое влияние на писателя оказали произведения Гоголя, Белинского, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского. В социально-бытовых романах «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца», «Золото», в исторической повести «Охонины брови», в уральских и сибирских рассказах, созданных в 1880-1890 годах, Мамин-Сибиряк рисует широкую картину жизни России в до- и пореформенный период ее развития, положение различных слоев народа, взаимоотношения различных классов русского общества. Большевистская «Правда» писала в 1912 году, под пером Мамина-Сибиряка «оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем».

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Всходы», «Юная Россия» - и издавались отдельными книжками. Многие детские книги навеяны Мамину-Сибиряку его любовью к дочери Аленушке. «Если бы эта капелька понимала, что она везет с собой целую детскую литературу!» - писал Мамин-Сибиряк. Однако решающую роль в пробуждении интереса к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической жизнью детей в самодержавно-крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о роли подрастающего поколения в судьбах родины и стремление воспитать в нем ненависть к «злу жизни», жажду борьбы за переустройство общества. Мамин-Сибиряк считал детскую литературу «важнее всего остального», потому что «дети - будущее человечество и будущее человечества, в них и будущие возможности». Маминым-Сибиряком написаны для детей публицистические, хроникальные и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально-бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», ^Кормилец», «В ученье», «Белое золото»), рассказы о животных («Медведко»),.пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатирические, волшебные и научные сказки («Сказка про царя Гороха», «Упрямый козел», «Постойко», «Аленушкины сказки», «Лесная сказка»).

8 слайд

Описание слайда:

Произведения Мамина-Сибиряка для детей противостояли детским книгам реакционных писателей 1880-1890 годов, которые скрывали от ребенка социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в «промысел божий» и в филантропию. Мамин-Сибиряк часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с филантропствующими господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота. Вместе с этими героями в рассказы и повести Мамина-Сибиряка вошли богатства народной разговорной речи, фразеологии, профессиональной лексики. «У Мамина все слова настоящие»,- писал А. П. Чехов. Всюду писатель легко и свободно воспроизводит в своем повествовании живые интонации, настроения и мысли героев, как бы выступая в роли народного рассказчика.

9 слайд

Описание слайда:

Глубже понять замысел детских книг Мамина-Сибиряка помогают пейзажные зарисовки. В рассказе «Вертел» «летнее яркое солнце» резко контрастирует с убогой обстановкой и мраком, царящими в гранильной мастерской, где работает Прошка. В рассказе «В глуши» окружающий деревушку Шалайку пейзаж создает впечатление ее отдаленности. Здесь возникает образ бурной реки Чусовой с ее обрывами и заливным побережьем, нескончаемым лесом, обступившим Шалайку «зеленой зубчатой стеной». Ярко запечатлел Мамин-Сибиряк картины уральской природы, ее красоту и величие, ее неповторимое очарование в каждое время года в цикле рассказов об охотниках и сторожах, самозабвенно любящих свой край. В этой любви они черпают душевные силы и мудрость («Приемыш», «Богач и Еремка», «Зимовье на Студеной», «Емеля-охотник»). Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое развитие в творчестве советских писателей-натуралистов- Пришвина, Бианки, Чарушина. В сборнике сказок «Светлячки» Мамин-Сибиряк советует детям «наблюдать ту таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью лесных обитателей, с происходящим в животном и растительном царстве естественным отбором и межвидовой борьбой.

10 слайд

Описание слайда:

Развенчивая суеверие, Мамин-Сибиряк наделяет реальными чертами и демонологических персонажей. Дедушка Водяной в сборнике «Светлячки» показан хранителем лесной влаги. Это седой туман, росой опускающийся на землю. Леший напоминает веселого и лукавого старика, Русалка - маленькую девочку; она забавляется светящимся червячком, ее все любят, нежно называя «Белочкой». Относя к «презренным низам» ежа и именуя его «серячком-мужичком», писатель наделяет его привлекательными качествами. Еж скромен, разумен, находчив, иронически относится к «благовоспитанному обществу» и умеет постоять за себя. И в аллегорических сказках Мамин-Сибиряк сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества. Еж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление о их образе жизни, повадках. Мамин-Сибиряк расширяет комические элементы народного сказочного эпоса. Например, в «Сказке про храброго зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» он изображает зайца в традиционном духе -трусливым и хвастливым. Но комический эффект здесь значительно усиливается благодаря эпизоду бегства от зайца испугавшегося волка и смертельного испуга зайца, не понявшего, что волк и сам задал стрекача. Полна непосредственным весельем сценка «величания» «храброго» зайца дружками-зайчишками и самодовольная похвальба еле уцелевшего простеца.

11 слайд

Cлайд 1

Cлайд 2

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.

Cлайд 3

Cлайд 4

Пермская духовная семинария В 1866г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).

Cлайд 5

Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

Cлайд 6

В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.

Cлайд 7

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Cлайд 8

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

Cлайд 9

После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.

Cлайд 10

Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

Cлайд 11

С дочкой Алёнушкой К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".

Cлайд 12

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. С 1956 года прах писателя, его дочери и жены находятся на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Русский писатель-прозаик, драматург (настоящая фамилия Мамин) родился в 1852 году в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила.

Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима.

В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы, очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в 1882 году, вышел первый сборник путевых очерков «От Урала до Москвы» («Уральские рассказы»). Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Презентация «Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка»

Слайд 2

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.

Слайд 3

Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Слайд 4

Пермская духовная семинария

В 1866г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета.Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).

Слайд 5

Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге

Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

Слайд 6

В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.

Слайд 7

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Слайд 8

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

Слайд 9

После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.

Слайд 10

Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

Слайд 11

С дочкой Алёнушкой

К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".

Слайд 12

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. С 1956 года прах писателя, его дочери и жены находятся на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

«С чего начинается родина» - Программное обеспечение: Текстовые процессоры, программа обработки изображений, программа работы с мультимедиа. С чего начинается Родина… Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта. С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки, Что где-то в шкафу мы нашли.

«Писатель Мамин-Сибиряк» - Известные детские сказки. Увлечения. Новая жизнь. Первая книга. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Псевдонимы. В истории. Последние годы. Ранние годы. Воспоминания. Юность. Произведения.

«Мамфорд Город в истории» - Макет. Графика. Отличия: Города выполняют особую культурную функцию. Кристаллизация города. Гробница (необходимость регулярно возвращаться к захоронениям), святыня, крепость. This at least was the ideal. Приди, хищник! Основные сюжеты. Регрессия к утопии. Этериализация. Афинский Акрополь. См. также п. «Схема материализации и этериализации городской жизни».

«Мережковский «Поэт»» - Композиция. Символы. Тропы. Тема и идея стихотворения. Произведение. Мир поэта. Лексический уровень. Исследование поэтического текста. Биография Д.С. Мережковского. Дмитрий Сергеевич Мережковский. Поэт. Ритмика и строфика. Синтаксический уровень. Звукопись и цветопись. Временная организация стихотворения.

«Мамин-Сибиряк Постойко» - О чём думает каждая собака? 2 часть. Рассказ «Постойко». О каких породах собак говориться в рассказе? Словарная работа. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа? Как в рассказе называли работников приюта? Жанр произведения «Умнее всех»? Найдите в тексте. Моё отношение. Люди в приюте. Прогнозирование. Напишите отзыв или небольшое “эссе”.

«Стихотворение Юнны Мориц» - Попрыгать-поиграть. Рифма. Количество слогов в строчках повторяется. Косули. Делу – время, а потехе – час. Агния Барто. Прочитайте отрывок из стихотворения. Короткие строки. Стоит в лесу избушка. Разбейте произведения на две группы. Евгений Чарушин. Малиновка. Как отличаете стихотворение от рассказа.

Всего в теме 24 презентации