Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии». Профориентационное занятие "Типичные ошибки при выборе профессии" Типичные ошибки при выборе профессии адвокат

Уважаемые коллеги! В прошлой моей публикации была предложена тема для дискуссии по поводу одного из занятий программы по профориентации, с содержанием которого предлагаю вам познакомиться. Занятие предназначено для учащихся 8-9-х классов.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

«Типичные ошибки при выборе профессии»

Цель. Раскрыть учащимся возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии (знание этих ошибок поможет школьникам избежать их в процессе выбора).

Оснащение. Таблица «Типичные ошибки при выборе профессии».

Содержание. Занятие можно построить в форме семинара. Подготовленные заранее учащиеся делают сообщения о разных группах ошибок при выборе профессии, приводя примеры из жизни, литературных источников. Важно, чтобы все участники были вовлечены в обсуждение рассматриваемого вопроса. Как известно, при соответствии личности и профессии происходит как бы полное слияние профессиональной деятельности с собственным бытием человека. Такие люди не мыслят себя без любимого занятия. В качестве примера можно привести жизненные пути известных личностей, о некоторых из них подготовленные заранее учащиеся могут рассказать сами.

После рассмотрения типичных ошибок, данных в таблице, учащимся предлагается практическая работа по выявлению ошибок на основе анализа жизненных ситуаций. Работу можно провести в виде дискуссии «Круглый стол». Ведущим является сам учитель. Дискуссия предполагает откровенный разговор, без сглаживания острых углов.

Ведущий: «Представьте себе, что за столом собрались люди, разные по возрасту, образованию, профессии. Каждый из них, как и вы сейчас, когда-то решал для себя проблему: кем быть? У каждого за плечами свой практический опыт, своя жизненная ситуация. Внимательно выслушайте истории, за которыми стоят реальные люди. Постарайтесь представить, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, помогите им советом, оцените правильность выбора профессии».

Вот, например, один из рассказов. Олег М., 29 лет: «После школы поступил в университет, на географический факультет. Моя будущая специальность - океанология - нравилась. Если на земле, казалось мне, все исхожено вдоль и поперек, изучено и описано, то океан - это мир загадок. Производственная практика на старших курсах, которую мы проходили с выходом в море, еще больше убеждала меня в правильности выбора. Но после получения диплома оказалось, что ни одной заявки на молодых специалистов-океанологов не поступало. Нас выпустили в «никуда», дали свободное распределение, и мы сами устраивались, как могли. Мне повезло: я все-таки нашел работу по специальности в научно-исследовательском институте, участвовал в морских экспедициях и до последнего времени не жалел о выбранной профессии. Через пять лет медицинская комиссия списала меня на берег по состоянию здоровья. Это было ударом. Океанолог, который не имеет возможности работать в море, все равно что нелетающий пилот или непоющий певец… Теперь я не знаю, куда себя деть, чем заниматься. Наверное, мог бы преподавать географию в школе, но натура у меня довольно замкнутая, педагогических способностей абсолютно нет. Придется заново учиться работать и искать для себя что-то…».

Таких рассказов может быть восемь-девять.

По ходу разговора ученики дают свои оценки правильности выбора профессии, анализируют ошибки. Они убеждаются в том, насколько может быть разнообразна и неожиданна жизнь, и человек в ней должен не растеряться и правильно сориентироваться.

Ведущий делает заключение: «Многие из вас столкнутся с трудностями при выборе профессии, никто не застрахован от неудач в учебе, работе. Главное - не терять силы духа не расценивать ситуацию с максимализмом, свойственном юношеству. Каждая встреча, каждый урок, каждая прочитанная страница делают человека богаче, умнее, опытнее. Ведите дневник, записывайте свои мысли о предложенных ситуациях, делайте соответствующие выводы, которые в дальнейшем помогут вам избежать аналогичных ошибок при выборе профессионального пути».

Таблица Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

2. Предубеждения в отношении престижности профессии.

1.Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), неосведомленность о состоянии своего здоровья.

2. Неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

1. Отождествление учебного предмета с профессией.

2. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

3. Выбор профессии «за компанию».

4. Неумение определить пути получения профессии.

В конце занятия можно рассмотреть с учащимися примеры ситуаций выбора профессии.

Уважаемые коллеги! Хочется услышать ваше мнение относительно предложенного занятия. Если вас интересна подобная тематика, предлагаю вам дальнейшее сотрудничество.

Цель: помочь осознать привлекательные и не­привлекательные стороны любой профессии, возможности ошибок и их последствий, познакомить с правилами грамотного выбора про­фессии.

Задание № 1

Игра «Оптимисты и скептики»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринима­теля). В колонку «Оптимисты» запишите положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно зна­чение этих слов.

Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты криво отрезаешь ку­сок хлеба, то никто серьезной ошибкой это не сочтет. Но если выре­зается подошва для обуви, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делаются детали часового меха­низма или компьютера, то отклонение размеров в доли миллиметра будет грубой ошибкой.

Вам, наверное, известно, что существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы называют до­пусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек.

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профес­сии? Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к раз­личным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятель­ность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, ин­формированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Как вы думаете, какие это ошибки? Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профес­сии? Как они живут и что чувствуют?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с Вашей помощью можно сформулировать причины ошибок:

предубеждения;

«за компанию»;

идеализация;

увлечение «антуражем»;

заблуждения:

а) на свой счет;

б) на счет профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, кото­рые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспри­нимаются как «не престижные». Список этих профессий может ме­няться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, считавшаяся в нашей стране примерно полвека престиж­ной, в начале 90-х годов перешла в разряд «не престижных». Сейчас ее репутация восстанавливается.

Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете «престижными» и почему? Как вы вообще понима­ете слово «престиж», «престижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у двух друзей сов­падают интересы, склонности и способности к одной и той же про­фессиональной деятельности. Плохо, если только один из них руко­водствуется этим принципом. В этом случае его, как правило, пости­гает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем - он будет всю оставшуюся жизнь заниматься не­любимым делом.

Ошибки при выборе профессии

Заканчивая школу, перед выпускниками встает вопрос - выбор будущей специальности. К принятию решения, куда пойти учиться и кем стать надо подойти очень серьезно и с полной ответственностью, чтобы не допустить просчет, учесть и не допустить типичные ошибки, ведь профессия выбирается на всю жизнь и она должна приносить не только доход, но и удовлетворение своих амбиций.

Первая ошибка: репутация
Есть молодежь, которая выбирает себе профессию считающуюся престижной, это юрист, экономист, журналист, но после окончания ВУЗа не могут найти рабочее место, так как на рынке труда специалистов этих профессий переизбыток. В наше время работа, связанная с физическим трудом, не популярна и считается уделом тех, кто плохо учился в школе, поэтому специалистов рабочих профессий мало, однако они очень востребованы и хорошо оплачиваются.

Вторая ошибка: с другом, за компанию .
Выпускники, которые по натуре не лидеры, которым требуется советчик и наставник, поступает в ВУЗ вместе с другом, попав под его влияние. В такой ситуации, необходимо хорошо обдумать, нужна ли вам эта специальность. Вы находитесь в том возрасте, когда пора быть самостоятельным и независимым от друзей, ведь подойдет время и вы будете делать карьеру, а это сделать очень сложно, если работа не нравится. Ваша дружба не пострадает, если вы с другом будете иметь разные специальности, но в такой ситуации вы можете приобрести ненавистную профессию и работа вам будет казаться "каторгой".

Третья ошибка: под влиянием родственников .
Советы родственников и родителей, какую получить профессию, могут быть как хорошими, так и плохими. Есть профессии, связанные с продолжением династии и если абитуриент выбирает данную профессию, то он полностью информирован о ней и это хорошо. Но если родители, по мимо вашей воли, настаивают на том или другом ВУЗе, попросите объяснить их выбор, попробуйте объяснить им почему вы выбрали именно эту профессию. Родители должны учесть желание своего ребенка и уважать его выбор, им не надо настаивать на своем, а помочь в выборе ВУЗа и поддержать своего будущего абитуриента.

Четвертая ошибка: мечта детства .
Среди выпускников есть честолюбивые молодые люди. Им сложно объяснить, что он как их кумиры - звезды шоу-бизнеса. Такие молодые люди строят планы о том, как станут звездами и популярными. Они не понимают, что творческая работа - это тяжелый труд, а не развлечение. Порой доходы небольшие и нестабильные, только самые популярные получают большие гонорары. Выбирая творческую профессия надо учитывать не только свои способности, но и моральные силы. Неудачи в творческой деятельности могут привести к нервным срывам и депрессиям, что обязательно должны объяснить родители детям. Если все-таки выпускник выбирает творческую профессию, то родные и близкие должны ему помочь и поддержать.

Пятая ошибка: погоня за "длинным" рублем .
Многие выбирают работу не для того, чтобы себя реализовать, а ищут просто источник дохода. При выборе профессии, надо учитывать, что зарплата специалиста с дипломом будет увеличиваться с опытом и повышением по службе.
В последнее время, к большому сожалению, пошла тенденция учиться в том учебном заведении, где дешевле и есть общежитие, так как не все родители могут оплачивать дорогое обучение и съемное жилье. В таких случаях, если выпускник хочет получить конкретную профессию, надо рассмотреть вопрос о заочном обучении. В этом случае даже есть преимущество, так как молодой человек будет учиться и зарабатывать деньги.
При выборе профессии учтите свои способности, наклонности и не допускайте данных ошибок.

Лекция по профориентации школьников

Цели лекции:

Ø раскрыть возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии;

Ø проконтролировать знания учащихся о рынке труда, профессиях.

Ø научить избегать ошибок, применять знания на практике;

Ø развивать интерес к мероприятиям по профориентации;

Тип лекции: комбинированный.

Формы и методы лекции: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, плакаты по теме лекции, ТСО (презентация, фрагменты телепрограмм по теме).

План проведения лекции.

1. Организационный момент. 2. Профессиональный план;

3. Ошибки при выборе профессии - незнание самого себя; - незнание мира профессий; - незнание правил выбора профессии.

4. Ответы на интересующие вопросы 5. Подведение итогов лекции.

Ход лекции:

1. Организационный момент.

В мире существует огромное множество профессий, и выбрать ту одну- единственную и на всю жизнь очень сложно. Никто не застрахован от ошибок. Порой приходится менять несколько профессий прежде, чем найдешь ту, которая по душе. «Это не мое. Это не по мне. Это не для меня. Не интересно», - подобные высказывания встречаются довольно часто. Человек не удовлетворен работой, нет стремления к творчеству, «на работу, как на плаху» - это приводит к подрыву душевных сил, нервозности, делает людей несчастными. Порой даже высокая зарплата не приносит удовлетворения.

Вопрос: Почему так происходит? (Ответы и размышления ребят.)

Часто задумываются над тем, кем быть, какую профессию выбрать современные старшеклассники, готовящиеся к выпускным экзаменам в общеобразовательных школах. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответ на эти и многие другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением раскрывают правила выбора профессии.

Иногда говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путем, через собственные ошибки. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию не соответствующую их интересам , склонностями и способностям, внутренним убеждениям.

В рамках общеобразовательной школы в настоящее время введена система профессиональной ориентации. Целью ее является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Профессиональный план.

Профессиональный план можно представить схематично в виде составляющих: «хочу», «могу», «надо» .

Цель плана — определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?», то есть он отражает словесно-образное мышление «хочу».

Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья тесно связаны с «могу». А к образу «надо» относятся: знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств повышения цели.

Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.

Всегда надо помнить о том, что в профессиональном плане должен обязательно присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей, переезд на другое место жительство и многое другое.

Ошибки при выборе профессии

Мы все прекрасно понимаем, выбирая будущую профессию надо попытаться избежать ошибок. Знание этих ошибок поможет вам избежать их в процессе выбора.

Существует 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии:

· незнание самого себя;

· незнание мира профессий;

· незнание правил выбора профессии.

Незнание самого себя

1.Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение) Необходимо развивать способности и адекватно, критически их оценивать.

Пример: малообщительный человек, склонный к уединению выбирает профессию менеджера, требующую постоянного общения с людьми.

«Талантливость состоит из 1% вдохновения и 99% тяжкого труда»,- Томас Эдисон.

2.Незнание своего здоровья;

Множество случаев, когда особый интерес к профессии и развитие личных способностей, отвечающих профессиональным требованиям противоречат медицинским показаниям.

Пример : близорукость (постоянно надо носить очки) - не желательно работать с чертежами, сборкой микросхем, огранкой камней, противопоказаны полиграфические профессии (наборщик, печатник, корректор) и т.д. - близорукость будет прогрессировать. Учебные заведения требуют медицинскую справку.

3.Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


Незнание мира профессий.

Одна из причин неправильного выбора профессии - слабая информированность о мире профессий . Прежде всего:


4.Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...


5.Устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретной профессии.


6.Предубеждения в отношении престижности профессий
.

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. Пример: В 60-ти десятые годы профессия геолога или инженера конструктора были очень популярны. Некоторые абитуриенты при выборе профессии опираются на престижность и популярность. Ни для кого не секрет, что в нашей стране работа, связанная с физическим трудом, считается не престижной и подходящей лишь для тех, кого природа яко бы не наградила выдающимися умственными способностями. Именно поэтому большая часть школьных выпускников метит в юристы, экономисты, журналисты и т.д., а после окончания вуза с трудом находит работу по специальности. Представителей же «не престижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. В последние годы стали одинаково востребованы и популярны профессии, связанные с программированием, интернет-технологиями и работой вычислительной техникой. Таким образом, престижность профессии зависит от состояния рынка труда.

Вопрос : Что значит «престижная профессия» для вас? (Ответы учащихся).

Правильнее было бы определить для себя характер и условия работы.

Незнание правил выбора профессии.

7. Отождествление учебного предмета с профессией

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Полистайте газеты с вакансиями (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов . Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

8.Перенос отношения к человеку на профессию

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

9. Выбор профессии «за компанию»

Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в то или иное учебное заведение только потому, что он планирует туда поступить. Обычно такую ошибку совершают не очень уверенные в себе люди, испытывающие потребность в постоянном спутнике, советчике и наставнике. Если эта ситуация вам знакома, подумайте: интересна ли вам та или иная специальность, подходит ли она вашему характеру, состоянию здоровья, как вам давались школьные дисциплины, которые предстоит подробно изучать в вузе? Если вы хорошо обдумали вопрос и пришли к выводу, что выбранное другом учебное заведение вам не подходит, не стоит воспринимать это как трагедию. Ваша дружба не прекратится только потому, что друг станет медиком, а вы, к примеру, дизайнером. Пример: Вася идёт на пожарного, он рискованный и решительный человек, а Коля, следуя за ним, но по своей натуре очень осторожный и рассудительный. В итоге Вася всё-таки будет пожарным, а Коля вряд ли.

10. Неумение определить пути получения профессии.

Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Итак, при выборе профессии нужно:

1. Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.

3. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Посетить дни открытых дверей.

4. Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии.

Итак, чего делать не стоит...

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарного (а он - рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика - это не значит, что нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Надеюсь, знание и понимание этих ошибок поможет Вам избежать их при выборе Вашей будущей профессии.

Анна Сухих